Линейная и параллельная подача: теория

Сначала объяснение теории, потом практика. Чтобы понять практику, сначала прочитайте теорию.

Вот я учу вас всегда делить текст на разделы, ставить подзаголовки, иллюстрации, второстепенное уводить на плашки, ставить акценты, держать фокус. Получается что-то такое, назовем это параллельной подачей:

Параллельная подача: читатель сам выбирает, что и в каком порядке читать. Инструменты управляния вниманием ему помогают

Такая подача помогает быстро пробежать глазами материал, найти важное, прочитать и пойти дальше. Менее важное читатель не прочитает, но общая мысль статьи от этого не должна пострадать. Это удобно, когда у читателя нет времени глубоко знакомиться с материалом: например, если он прыгнул сюда из Фейсбука. Но это не единственный способ знакомиться с материалом.

Допустим, у вас есть какое-то сообщение, которое нужно рассказывать в строго определенной последовательности и вы не хотите, чтобы читатель пропускал его части. Например, вы рассказываете ему историю, и если он пропустит вступление, он не поймет основную часть. Или если вы хотите его в чем-то убедить, но чтобы согласиться с вашей основной мыслью, он должен согласиться со всеми предпосылками. Тогда вам нужна не параллельная, а линейная подача.

Эталон линейной подачи — фильм в кинотеатре. Вы приходите, садитесь в удобное кресло, выключается свет, и начинается. Вы не можете ни перемотать фильм, ни пропустить какие-то его части. Уйти с фильма затруднительно: фильм не останавливается, пока вы идете в туалет. Выходить из кинозала посреди фильма неудобно: натыкаешься на людей в темноте, извиняешься. Возвращаться потом тоже неудобно. Всё сделано для того, чтобы ты воспринимал фильм ровно в той последовательности, в которой его тебе принесла киностудия.

Фильмом в кинотеатре нельзя никак управлять: смотри в заданном порядке или уходи. Это эталонная линейная подача

Похожая ситуация с презентацией, которую ведет человек. Перед тобой экран, на нем всегда один слайд. Человек контролирует, какой слайд тебе когда смотреть. Можно задать человеку вопрос, попросить вернуться, остановиться на чем-то, пропустить, сделать перерыв, но структурно это всё еще линейное изложение.

Если лектор скинул вам презентацию на флешке и вы смотрите ее на компьютере, вы уже можете свободно перемещаться по ней: читать в любом порядке, останавливаться на нужных слайдах, пропускать неинтересные. Слайды всё еще стоят друг за другом, но интерфейс уже позволяет читателю управлять изложением. В частности, читатель может пропустить что-то, что было важно в вашем изложении.

Линейная презентация в руках читателя: можно пропустить неинтересные слайды и вырвать интересные из контекста

Зачем об этом думать:

Не все информационные продукты нужно делать «параллельно». Истории, драма, последовательные доказательства, зомбирующая реклама и рассуждения о судьбе России должны быть линейными, то есть не должны давать читателю возможность перескочить в другой раздел или промотать.

Параллельные по сути продукты должны иметь инструменты параллельной подачи. Если вы снимаете параллельно структурированный ролик, ему нужно добавить какую-то навигацию. Если у вас рассказ делится на ровные независимые части, им нужны подзаголовки. Если хотите, чтобы читатель самостоятельно бродил по вашему продукту — дайте ему инструменты навигации.

Никакие инструменты нельзя применять механически. Когда проектируете продукт, смотрите, какая у вас задача: держать внимание от начала до конца или дать читателю самостоятельно бродить? Вы хотите донести факты или вам важны эмоции? Последовательность важна или нет? Нельзя просто налепить заголовки и иллюстрации и ждать, что получится хороший продукт.

Дальше будут разные практические аспекты, а пока прочитайте о статье, которая не заигрывала.

Популярное