Управление вниманием, драматургия и подача текста. Для тех, кто освоил информационный стиль

Позднее Ctrl + ↑

Визуализация процесса

Распространенная ошибка в работах студентов второй ступени Школы редакторов — неинформативное изображение процесса.

Студент хочет показать, что у нас надежная упаковка. В качестве иллюстрации — девушка с коробкой. Изображение никак не объясняет надежность: это может быть как упаковка, так и получение посылки, так и подмена на контрафакт.

Она упаковала? Получила? Подменила? Изготовила?

Чтобы показать надежность упаковки, можно визуализировать процесс, то есть изобразить пошаговые изменения. Можно сделать это с помощью фотографий, но можно даже на схеме:

Пошаговая схема упаковки — показывает процесс

Другой вариант — показать не процесс, а результат. Но результат не в виде одной коробки, а в виде взрыв-схемы: что из чего состоит.

Взрыв-схема упаковки — показывает состав

Важно помнить, что не всякая фотография с места событий будет рассказывать нужную вам историю. Даже если первая фотография с девушкой и коробкой была сделана на складе во время упаковки, эта фотография ничего нам не рассказывает. Документально она достоверна, но как иллюстрация не работает. Если мы хотели проиллюстрировать процесс, нужно показывать его шаги.

P. S. Школа редакторов — единственное место в России, где учат подаче текста, иллюстрированию и управлению вниманием. Выпускники школы на две головы выше многих людей с опытом в профессии. Все остальные школы редактуры и копирайтинга стеснительно мнутся в стороне.

Вот еще примеры вещей, которым учат в Школе редакторов:

Создание промостраниц
Создание страниц о компании
Организация редпроцесса
Информативность фотографий и подписей к ним
Принцип «Экраном на читателя»
Сомасштабность и связность коллажей
Создание плаката

Ближайший набор в Школу редакторов начнется весной: bureau.ru/school/editors/

Бессмысленный фактоид

Иногда в работах студентов встречаю на полях фактоиды типа таких:

10 самых популярных программ праздников сняли на видео
300 популярных товаров всегда на складе
136 источников проанализировано в исследовании

Это бессмысленные фактоиды, потому что само число не важно и ни о чём не говорит. Что было бы, если бы популярных программ было 15? Да пофигу, хоть 20, ведь мне нужна только одна программа. Что если мы храним не 300, а 350 товаров? Да плевать, всё равно я не понимаю, храните вы нужный мне товар или нет. Какая разница, там 136 источников, 100 или 150? Да просто ради понта написали, ясно же.

Если число не несёт особой смысловой нагрузки, то не стоит его ставить на поля и выделять крупным кеглем. Даже если у вас в этом месте пустое поле — всё равно не ставьте.

На поля нужно ставить только те фактоиды, которые отражают важные для читателя факты — то есть если число будет другим, эффект уже будет не тот:

3 часа на срочный выезд: если нужно срочно провести праздник, мы готовы приехать сегодня же
48 дней на обмен и возврат
Один врач сопровождает вас на всём пути лечения и в курсе всех тонкостей лечения

Ещё раз: если вы можете поменять число в фактоиде, и ничего по смыслу не сломалось, то это бессмысленный фактоид и его нужно убрать. Если число суперважное для читателя именно в таком виде — то это хороший фактоид, оставляйте.

Сфоткай типа стою

На мероприятиях часто делают коллективную фотографию — мол, смотрите, какие мы молодцы, сколько нас пришло. Пример из студенческой работы:

На разных съездах и конференциях постоянно этим промышляют: в конце собирают всех участников и делают общий снимок. Обязательно нужно, чтобы все держали нечитаемые дипломы, а две трети кадра занимал либо пол, либо потолок:

Бывает, фотографируют сидящих людей со спины. Все сутулятся, лиц не видно:

Еще хуже — когда люди не просто стоят, а специально позируют. Так обычно делают в фотосессиях, когда нужно развивать личный бренд: «Сфоткай типа стою такая задумчивая». «Сфоткай типа пирожок нашла и удивляюсь, но чтобы попу было хорошо видно».

Эти фографи интересны только двум категориям людей: тем, кто изображен на фотографии, и тем, кто хочет затащить их в постель. Остальным людям фотографии «типа стою» неинтересны. Эти фотографии ничего не сообщают, в них нет сюжета и драмы. С точки зрения текста это то же самое, что сказать:

В съезде принимали участие рукодитель парткома Ростовской области Иван Георгиевич Матвеев, руководитель парткома Челябинской области Семён Захарович Иванов, председатель парткома и герой труда Виктор Михайлович Калинин... (повторять 20 раз)... и секретарь московского областного парткома Станислав Петрович Сахаров.

Вот настолько унылые эти фотографии.

Есть отдельные случаи, когда фотография жанра «типа стою» полезна. Например, когда вам нужно показать число участников. Вот, мол, целый огромный зал любителей системы управления Рона Хаббарда:

Или нужно показать, что компания «Интел финанс» пудрила мозги пенсионерам, втягивая их в сомнительные инвестиции. Тут видно, что почти все посетители их мероприятий — пенсионеры, сразу делаешь выводы:

Бывают исключительные случаи, когда у вас на одной фотографии все великие физики планеты или самые влиятельные руководители своего времени. Но если не знать, что это за люди, то фотографии такие же унылые:

Если у вас не эти исключительные случаи, гораздо круче, если на ваших фотографиях что-то происходит: кто-то с кем-то говорит, тянет руку, рвет на груди рубашку, бросает в воздух чепчик

См. также: информативность фотографии

Лекция о музыке

В 2018 году я прочитал в школе Антона Маскелиаде о музыке:

Хотел сохранить здесь эту лекцию, вот почему.

Есть лекционная часть: обычный рассказ с информацией. При этом соединен текстовый рассказ, звук и картинка. Максимально задействованы доступные каналы.

Есть часть мастер-класса: показываю, как звучат разные синтезаторы, строю бит при всех, накручиваю эффекты. Все присутствуют при живом конструировании звука. Если просто переложить это в текст, эффект пропадет.

Есть интерактивная часть: из зала мне подсказывают тональность, Антон советует изменить что-то в аранжировке. Это задействована синхронность: человек пришел, чтобы поучаствовать в лекции, и он участвует.

Есть связность: на протяжении лекции мы выстраиваем один продукт — трек с акапеллой Рианны. Есть смысл смотреть лекцию целиком.

Есть некоторая драматургия и элементы неожиданности.

Лекция норм, посмотрите.

Схема в обратную сторону

Так. Имеем схему действий по типу «Бусины на нитке». Имеем слайд презентации. Задача — уложить одно в другое:

Первое, что приходит на ум, — уложить слева направо, справа налево и снова слева направо. Проблема — на средней линии придется читать в обратном направлении, это хреново:

Ладно, давай тогда уложим всё слева направо, а в обратную сторону нитка пусть идет порожняком. Но черт возьми, тогда пространство расходуется впустую. Вон сколько эта нитка отъедает:

Е-мое... что ж делать-то?.. Погоди-ка, что это такое? ААА ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ НЕЕЕТ ЭТО ЖЕ НИТКА СТООЙЙ ААААРРРГХХХ!!

Можно поставить цифры сверху вниз, столбиками. Можно слева направо, строками. Как хотите. Никита, специально для тебя:

Экраном на читателя

Пришел в Школе редакторов студент посоветоваться насчет диплома. Показывает такую картинку и спрашивает, как улучшить в плане подачи:

Подпись к этой фотографии в оригинале: «Такой-то и сякой-то обсуждают инвестиции в такой-то проект»

Проблема с фотографией в том, что это просто двое мужиков за ноутбуком. Кроме плохого света, мыла и странного фона она ничем не отличается от любой фотографии с фотостока:

Чтобы эта картинка обрела смысл, нужно чтобы какая-то важная ее часть была неотъемлемо связано со смыслом, который вы хотите передать. Например, чтобы компьютер был развернут на читателя, и на нем была бы видна бизнес-модель, которую они обсуждают. Или вообще чтобы большую часть фотографии занимала эта модель, на которой стояли бы отметки, в чем там проблемы.

То есть не просто «Двое мужиков сидят над ноутом», а «Двое мужиков обсуждают бизнес-модель, смотри, тут EBITDA отрицательная, потому что операционные расходы растут, а торговая наценка съедается курсовой разницей. Давай переходить на отечественных поставщиков...»

Короче, принцип — развернуть фотографию экраном на читателя.

Вот еще пример фотографии из той же работы:

Тут на фоне должна появиться его презентация с ключевыми мыслями, чтобы мы могли ее прочитать:

Я осознаю, что тогда на фотографии нет места для большого заголовка на всю Ивановскую. Но елы-палы, если у тебя полфотографии можно перекрыть текстом, это значит, что у тебя полфотографии неинформативные, просто для красоты пикселей поставили. Отрежь неинформативное. Или сделай информативно.

На полях — второстепенное

Вот текст, и на полях стоит какая-то ссылка. Если она стоит на полях, она как бы второстепенная, её можно проигнорировать.

Но очевидно, что здесь ссылка важна по смыслу. Значит, она должна стоять в основном тексте:

А то и вообще ключевую информацию из материала по ссылке нужно достать в текст. Но это уже по ситуации.

На полях нормально ставить ссылки на нормативку или источники: «Мы так говорим, ссылаясь на таких-то ребят. Читать ту ссылку необязательно, если вы нам доверяете, но для порядка вот, пожалуйста». На полях нормально ставить дополнительные штуки по теме, если нам необязательно, чтобы человек ушел туда читать.

Если ссылка важная, ставьте ее в основной текст. Не надо ставить важные ссылки на поля просто потому, что у вас есть поля.

Результаты конкурса «Возвращение квадрата»

27 июня я предложил студентам второй ступени Школы редакторов (и всем сочувствующим) поучаствовать в конкурсе «Возвращение квадрата в тихом лесу». Условия:

У вас есть квадрат 1000 × 1000 пикселей. У вас есть одна шрифтоваая гарнитура и два её начертания. У вас есть ваша любимая фотография с вами на природе. Обязательное условие: на этой фотографии есть зелёная листва. У вас есть текст «Я мог бы поехать на природу, но вместо этого я делаю шрифтовую композицию в квадрате 1000 × 1000 пикселей. Спасибо, Школа редакторов!» У вас есть какие-то другие слова по вкусу.

Соберите из этого композицию, выложите ее в Фейсбук и пришлите в чат ссылку на публикацию с хештегом #опятьквадрат. Срок — 30 июня, 23:59

Кажется простым, но есть несколько хитростей:

Очень трудно поставить текст на изображение листвы, цветов и любого другого неоднородного фона. Об этом писал Бирман в статье «Текст поверх фотографии» и я в статьях «Не ставьте текст на фотографию» и «Семён, не тули»

У всех есть фотографии с собой, но не все могут отобрать из них какую-то симпатичную, с хорошей компоновкой, мягким светом, приятными цветами и без визуального мусора. Это одна из областей, в которых должен разбираться редактор: делать визуально приятно, красиво.

Закомпоновать текст в квадрат вроде могут все, но попробовали бы вы это сделать, когда в уравнении есть еще и фотография с непредсказуемой геометрией.

Спустя месяц я наконец-то добрался до разбора результатов. Я пропылесосил чат по хештегу «опятьквадрат», сохранил картинки и распределил работы по трем категориям: бронза, серебро и золото:

Бронза

Анастасия Свирид вроде бы ловко вышла из ситуации с пёстрым фоном. Но обтравка очень резкая, и, самое главное, текст подходит слишком близко к лицу. Если сделать заголовок в полтора раза меньше, привязав к правому верхнему углу, было бы не хуже
Владимир Тупикин решил вопрос плашками, но полупрозрачные плашки — это полумеры (см. статью Бирмана). И не успел к дедлайну
Ксения Сергеева подобрала удачную фотографию с точки зрения размещения текста, но у картинки проблема касаний: всё друг друга неприятным образом чуть-чуть касается. Текст чуть-чуть касается головы, голова чуть-чуть вылезает над линией горизонта (?), рука чуть-чуть касается куста. Все эти касания создают неприятное ощущение
Ксения Ткачева радикально решила проблему фона — просто не совмещала фотографию и текст, так нормально. Но композиция на фотографии не отцентрована, а на фоне много мусора, который хочется вычистить. Фон активнее фигуры, вся фотография пестрая, тонально разваливается (хотя по сути она должна быть глубокой). Сравните с цветами Тупикина — там всё плоское, но он и стоит у плоскости с цветами, там это нормально. У текста неприятный рваный правый край.
Петр Рябиков не обратил внимание на левый верхний и левый нижний угол фотографии, из которых виднеется бетонность нашей жизни. Нужно было клон-кистью замазать, создав ощущение сада. И мелкий текст неприкаянный, буквально, в подмышке.

Серебро

Александра Селезнева выбрала безопасную фотографию, где много неба и мало Саши. Фигура и текст слишком близко. В целом квадрат не торкает, потому что Саша стоит к нам спиной. А может быть, это и не Саша вовсе, откуда ж я знаю... А, и в ЛНУ видны следы клон-штампа, грубоватая работа
Дарья Юрченко сделала хорошо и эффектно, но тексту плоховато на листве, а фотография несколько мыльная. Светлому тексту на темном фоне (это называется вывороткой) нужно давать больше кегль и интерлиньяж
Екатерина Сазонова тоже выкрутилась и не поставила текст на фото (это нормально). Подвела типографика заголовка: слишком большой интерлиньяж, текст слишком близко подошел к краю
У Ивана Устякина всё ровно с типографикой, но фотография некачественная, темная и без листвы. Горящая голова — эффектно
У Ирины Ситниковой элегантное решение с полосой сбоку, но оно не выдержало проверку заголовком. Заголовок можно было смело уместить на полоску, было бы хорошо. Недостаточный контраст жирности между заголовком и основным текстом
Мария Митина всё сделала хорошо и ровно, особенно мне нравится текст в две колонки. В идеале бы, конечно, заголовок наверх, но как сейчас — тоже эффектно. Не дотягивает только из-за цвета фотографии
У Ники Лобановой элегантное решение с текстом (кстати, заголовок уместился на узкой полосе). Но освещение на фотографии слишком жесткое. Да, редактор тоже должен думать, с какими фотографиями работает. Фотографию с таким светом не поставишь на сайт или в журнал
У Федора Глумова всё окей, кроме текстовой подмышки и пасмурной фотографии. На лбу заметно, что фотографию тянули кривыми или уровнями, мало диапазона в светах. На гистограмме виден провал в светах

Золото (получают приз)

Алина Мишуренко использовала цитату из Монеточки в последние деньки, когда это еще было модно
У Михайлины Лепкой получилось классное легкое настроение
У Кристины Смагуловой настроение совсем другое, но типографика прочная, фотография эффектная
У Камиллы Газиевой всё совпало: эмоция, свет, цвет и типографика. Единственное, что мне не нравится — что весь текст решён как один длинный абзац. Я б побил на два, а то и на три. Или подсократил. Секрет Камиллы в том, что это фотография хорошего свадебного фотографа, видимо, с ее свадьбы. Тут есть и эмоция, и свет, и цвет

Золотоносцев прошу написать мне свои почтовые адреса в России и контактную информацию для отправки приза почтой. Остальным — спасибо за участие. Вы молодцы.

Оттачивайте мастерство вёрстки и насмотренность в новом тренажере, написанном в вашу честь

Информативность подписи к иллюстрации

Иногда смотрю студенческие работы и вижу там подписи типа «Такой-то человек делает то-то». Вот пример:

Так может быть, когда очень важно, что на фотографии именно Людмила Сарычева (это не она). Но это иллюстрация в промостранице курса конструирования одежды. Тут важно не кто делает, а что делает, почему и как. Поэтому подпись должна рассказывать именно об этом.

Преподаватель Светлана Иванова помогает настроить натяжение нити в оверлоке. Когда нить правильно натянута, происходит то-то и то-то. На курсе мы работаем на промышленных машинах, но эти навыки пригодятся и на домашних устройствах

Преподаватель показывает, как обметывать пройму. С такой обметкой пройма будет аккуратной, а соединения с подкладой не будет видно. Этот же метод используют конструкторы домов Версаче и Хоюго Босса

Наша ученица шьет свое первое платье. Еще четыре часа назад мы помогли ей снять с себя мерки и построить выкройку

Хорошая подпись дополняет иллюстрацию по смыслу, то есть рассказывает больше, чем изображено на иллюстрации. Причем это «больше» должно быть важным. Например, фамилия и имя ученицы в данном случае не важны — мы же с ней не знакомимся. А вот предыстория и введение в контекст — важны: что это за операция, зачем она нужна и т. д.

Очень многое зависит от ситуации. Например, на промостранице фитнес-клуба могут быть фотографии, как тренер кого-то подстраховывает. И будет написано: «Тренер Сергей Кралин помогает спортсмену на жиме лежа. Такая страховка нужна, чтобы...» — и вот я запомнил его имя и фамилию, пришел в зал и говорю: «Хочу к Сергею Кралину». Тут фамилия и имя нужны.

В общем, как всегда, не делайте механические, необдуманные подписи. Всё должно работать на вашу цель и полезное действие страницы.

Подписывай видеоролики

Допустим, ты хочешь поставить в промостраницу видеоролик, который запускается по клику. Подпиши это видео так, чтобы читателю захотелось его посмотреть. Объясни, что внутри и что там интересного.

Смотреть видео сложнее, чем скроллить страничку. Читатель должен выделить время, надеть наушники, нажать на кнопку — это всё чего-то стоит. Поэтому если превьюшка видео не суперпродающая или читатель не суперзаинтересованный, без подсказки ему не будет повода смотреть это видео.

Да и с подсказкой тоже не всегда. Но с подсказкой лучше, чем без.

Смешай комки в вёрстке

Например, пишем длинную статью в Т—Ж. И там нужно прямо по тексту поставить большие фотографии и врезки. Но если разбивать текст слишком часто, читателю придется постоянно переключаться от картинки к тексту и обратно к картинке, документ будет выглядеть хаотично, читать будет неудобно.

Чтобы было удобно, нужно «смешать комки»: поставить текст к тексту, картинки к картинкам, плашки — в конец или начале раздела. Задача — избежать слишком мелких кусочков текста, которыми пересыпаны какие-то другие элементы. При необходимости текст отредактировать

Это особенно важно в статьях, где у вас много-много иллюстраций, вещдоков и сканов документов, которые появляются по ходу рассказа. Авторы иногда делают так: три строки текста — огромный скриншот — три строки текста — скрин — две строки — скрин — пять строк — скрин... Это читать невозможно, потому что нужно постоянно переключать внимание. Правильно так: сначала всю историю рассказал текстом, потом выложил для ознакомления все нужные скрины.

На иллюстрации ниже слева комки не смешаны: в конце раздела остается три строки текста, а потом начинается новый раздел. Справа комки смешаны: плашки и иллюстрации встали в конец раздела, текст перенесся. Подпись к иллюстрации относится к иллюстрации, поэтому ее не трогаем.

Цвет и фактура как способ создать настроение

Был такой фильм — «Эквилибриум». Там общество сидело на антидепрессантах, а переживать эмоции считалось преступлением. Один из офицеров местной полиции слез с антидепрессантов и организовал переворот.

В фильме очень хорошо используется цвет и фактура, чтобы передать состояние героя. Когда офицер холоден и спокоен, кругом всё холодное, безжизненное и стерильное:

Когда он начинает чувствовать, картинка мгновенно теплеет и наполняется фактурными деталями:

Есть даже сцена, где он как бы пробуждается: он просыпается в холодной стерильной комнате, сдирает матовую пелену и смотрит на безумно фактурную среду, залитую теплым солнечным светом:

Фильм можно прямо разложить по кадрам и увидеть, где Джон Престон холоден, как айсберг, а где его сердце пылает, как страшно представить что.

Теперь смотрим клип группы «Алоэвера». Тут героиня вся строгая, правильная, живет по расписанию. Вся ее пластика и выражение лица говорят о том, что она спокойная и упорядоченная. Текст песни об этом же. А картинка говорит об обратном: всё яркое, утрированное и фактурное, карандаши цветные, помидоры красные, лейка желтая, макияж яркий.

Из-за этого от клипа странное ощущение. Непонятно, что хотели сказать. Сердце не дружит с головой.

Как это связано с редактурой и дизайном? Допустим, у нас есть два сайта: один — частная клиника с высочайшими стандартами, порядком и стерильностью; второй — сайт подвальчика, в котором потные мужики и девушки занимаются спортом. Какой сайт вы сделаете стерильно белым с Гельветикой и прямыми углами, а какой сделаете упорото-темным с вылезанием за края?

Какая из этих страниц больше похожа на страницу про диджейство, ночь, тусовки и музыку? Разница только в цвете текста и фона:

А так?

Мораль в том, что цвет, фон, фактура, декор — всё создает определенное настроение, сообщает некоторый смысл. Белый фон тоже — это не стандартная установка, что все страницы должны быть белыми. Страница может быть какого угодно цвета и с какой угодно фактурой, если этот цвет и фактура работают на смысл.

Напоследок вот сравнение фактур:

Коллажи из одной вселенной

Смотрите. Есть коллаж о детских праздниках. Тут фотографии из разных вселенных: из ресторана, на природе, в каком-то актовом зале. И хотя фотографии в коллаже сомасштабные, всё равно смотреть сложно, они спорят меж собой:

Спорят они потому, что для восприятия этого коллажа я мысленно должен побывать как бы в трёх пространствах. А смотрите, какая будет разница, если я поставлю три фотографии из одной вселенной:

Теперь я мысленно как бы в одном пространстве, просто смотрю на него с разных сторон. Так гораздо легче.

Окей, а что если у нас реально три вселенных, и нужно как-то через них провести? Тогда каждая фотография должна быть вселенной:

И смотрите: в каждой вселенной можно куражиться поверх фотографий: подписи, фактоиды, пририсовки, надписи, что угодно. Места много. И эмоция сильная будет. И меньше проблемы сомасштабности: каждая вселенная задает как бы свой масштаб.

В общем, так лучше. Делайте так.

Упражнение на драму

Чисто ради интереса разберите драматургию и метафоры этого клипа — и какие визуальные средства их поддерживают:

Видеоредакции: линейность и параллельность

Это для видеоредакции «Тинькофф-журнала».

Допустим, вам надо сделать видео по мотивам статьи «Новые ограничения на время ЧМ—2018». Для простоты скажем, что в статье три ограничения: на оружие, алкоголь и митинги.

Обычно мы написали бы статью в такой логике:

Ограничения на ЧМ—2018
Алкоголь
Оружие
Митинги

Это нормальная структура для статьи на экране, но плохая для видеоролика. Разница в том, что статью на экране можно быстро просмотреть по диагонали и понять самое главное. А ролик придется смотреть во всех подробностях от начала и до конца, и с такой же структурой ему будет скучно. Параллельная статья не работает в линейном ролике.

Решение такое, например:

Пес Кристофер приехал в Москву на чемпионат. Он копил на эту поездку весь год и теперь оторвется по полной.

Для начала пес Кристофер пошел купить пивас, и тут опа — триста спецназовцев вяжут его за распитие в неположенном месте. Потому что запрет! Но это нестрашно, его просто досмотрят, оштрафуют и отпустят.

В участке пса Кристофера досматривают, и тут опа — у него находят старый мушкет, который он хранит как память о деде. Это огнестрельное оружие, а его носить нельзя. Псу Кристоферу влепили двойной штраф, конфисковали мушкет и задержали на трое суток.

Кристофер недоволен и через трое суток выходит на митинг против новых правил. И тут опа — триста спецназовцев вяжут его за то, что митинг несогласованный.

Первый вариант концовки: В общем, Кристофер теперь сидит в камере и ждет, когда приедет его адвокат. А пока ты сидишь, почитай статью Тинькофф-журнала о запретах на ЧМ—2018. И не бойся, что у тебя лапки — наш новый адаптивный дизайн удобен для всех!

Второй вариант концовки: к счастью, Кристофер читает ТЖ, и у него есть адвокат. Он позвонил ему прямо с задержания, и адвокат доказал спецназовцам, что пес Кристофер — вымышленный персонаж. А ты — нет. Читай ТЖ и не сиди.

Что тут произошло: есть герой, у него есть цель, эта цель обламывается. Потом как будто не обламывается, но снова обламывается. Потом как будто снова нет, но вскоре опять обламывается. И в конце он может спастись, а может и не спасаться, как захотите.

Короче, драматургия.

Работа над плакатом с осьминогом

Студенты первой ступени Школы редакторов сделали плакат-справочник. Задача — помочь себе и другим вспомнить материал школы в нужный момент, держать в голове систему. Ребята попросили прокомментировать плакат и подсказать, как его улучшить.

Исходный вариант:

Тут несколько проблем:

Плакат не хочется вешать на стену, потому что он ничего о тебе не говорит как о владельце. Разве что у тебя есть наставник. Он полезный внутри, но люди вешают на стены не что-то полезное, а то, что говорит о них хорошее — например, что человек принадлежит к какому-то сообществу или что он в чем-то хорош. Этот плакат такого не сообщает.

У плаката нет запоминающегося хода, притягательного центра, главного композиционного элемента. Издалека это просто много мелких деталей и две полосы.

Плакат дает непрошеный совет и обращается на «ты».

Плакат пытается охватить слишком много тем, из-за чего касается их поверхностно, на уровне чеклиста. Нет центральной темы и посыла, каждая часть плаката работает отдельно.

Для начала можно просто почистить типографику, убрать мелкие невыразительные детали и исправить тон — с непрошенного совета на кодекс:

Убрал осьминога и декоративные иконки, заменил шрифт заголовков на ровный геометрический, убрал инструкцию. Вместо абстрактного наставника и непрошенного совета — декларация, что ты бюрошник

Если теперь вообще избавиться от полос и оставить только контент, будет лучше: теперь плакат поражает своей наполненностью и упорядоченностью. И раз это кодекс, так и назовем его:

У меня есть сомнения, что наставник тут удачное слово, но уже сейчас видно, что более простая сетка и мощный поток текста создает более приятное впечатление, чем суетливая графика

Теперь, имея под рукой сетку правил, можно добавить центральный формообразующий элемент. Вы хотели осьминога?

Такой плакат будет интересно рассматривать, и в умах и сердцах людей он будет «тем самым плакатом с осьминогом»

По-прежнему есть проблема, что мы пытаемся упаковать в плакат слишком много всего: и про дизайн, и про редактуру, и про переговоры. Для кого этот продукт? Кому он принесет пользу, помимо студентов первой ступени? Можно ли сделать это полезнее?

Идея — сделать несколько плакатов, по одному для каждой дисциплины. Так каждый плакат можно сделать более подробным и полезным, для каждого выбрать централььную визуальную идею, плакаты можно будет коллекционировать, а когда их много — у нас больше охват.

Если я редактор, я повешу левый плакат. Если я менеджер — правый. Или буду собирать все плакаты серии

Было — стало

Ну вот как-то так. Более подробный разбор и ход мысли — в канале «Смотрю» @ilyahov_smotrit

Если хотите уметь делать классные информационные продукты, в том числе плакаты, — поступайте в Школу редакторов.

Наглядность схемы

Наташ, ты хоть и не спрашивала, но я влезу всё равно. Про наглядность и схемы.

Наглядность — это когда ты с первого раза понимаешь, что происходит на экране или листе. Если продукт наглядный, то человек не задумываясь и не разбираясь понимает, что ты хотела сказать. Например:

Тут даже если не вчитываться в текст, ты понимаешь общую идею: «Сначала ты учишься, потом у тебя три варианта»
Тут без чтения понятно, что слева какая-то пирамида, а справа какие-то ступени
Тут понятно, что мы говорим о каком-то зацикленном, закрытом сам на себя процессе

А есть схемы ненаглядные. Там всё нормально по смыслу, но беглый взгляд на них ничего не объясняет. Нужно разбираться, что и как там устроено, пытаться расшифровать логические связи и, в общем, страдать. Зачем делать схему, если читатель от нее страдает?

Тут была заложена глубокая мысль, но понять ее сложно, потому что схема ненаглядная

Вывод: лучше, когда схема наглядная. Если схема честная и подробная, но с первого взгляда непонятно, как она работает, то, может быть, стоит ее как-то упростить? Если что, Наташа, я не настаиваю — твоя статья, твоя читатель, делай как хочешь :-)

Разбор промостраниц о контроллере

Школа редакторов. Задание «Текст для продающей страницы». Основные проблемы:

По странице непонятно, что она про диджейство. Всё одинаковое на белом фоне, фотографии в прямоугольниках. Не хватает деталей, которые создают настроение. Страницы с тем же успехом могли бы продавать что угодно: хоть лекарства, хоть курсы. Читать об этом: о лайфстайле

Много пишете, мало показываете. А когда пишете, допускаете ошибки, из-за которых снижается доверие. Когда показываешь, такие ошибки исключены. См. визуальное повествование

Заходите на территорию читателя: пишете о его мыслях, чувствах, желаниях. Это неправильно. См. читательские границы

Плакат для кофейни

Да-да, я знаю:

сначала открой свою кофейню, потом умничай;
ты ничего не понимаешь в кофе;
ты никогда не работал в реальном бизнесе;
ты о бизнесе знаешь только из рассылок Мегаплана;
а сам-то ты, небось, ни одной чашки кофе не сварил;
да чо ты, нормальный душевный плакат был;
у тебя получилось, как на колхозном рынке, а было душевно и красиво;
люди приходят за эмоциями, а не за кофе;
все дело в лояльности и бренде, а не продукте и упаковке;
такие плакаты делают только в нищебродских кофейнях на вокзале;
у старбакса на логотипе нет чашек кофе;
и вообще с чего ты взял, что люди приходят в кофейню за кофе;
главное — душевность, а не твоя эта тупая прагматика;
да девчонки молодцы, чо ты их гнобишь;
выезжаешь на чужом горе;
лучше бы чем полезным занялся;
потаская кофемашину с наше, потом умничай;
ты просто завидуешь чужому успеху.

Но всё равно.

Классное объяснения FM-синтеза

Что хорошо: принцип объяснен на бумажках, каждая бумажка «звучит». Построено от простого к сложному. Автор не уходит в детали, показывает одно «хорошо» и одно «плохо». Принцип понятен после добавления первого же оператора.

Для сравнения: та же тема, но другой автор. Он уходит в страшные дебри, мало что понятно, куча терминов, очень мало визуальной опоры, а то, что есть — слишком мелкое. Такое на новичке не сработает:

2018  
Ранее Ctrl + ↓